из книги "Японское искусство секса". о как.
в скобках - примечания переводчика

Глава 1. Коконо-токоро: девять составляющих красоты.

"Наш мир отличается от скучной повседневности. Если бы мы одевались так же, как обычные женщины, как, скажите на милость, смогли бы мы привлекать внимание мужчин?" - Наое, куртизанка из квартала удовольствий Шинмачи, Осака (1789 год).




Чувственные японские женщины за долгую историю своего существования вывели простые правила как быть красивой. Эти правила называются "коконо-токоро" - девять составляющих красоты. Эти составляющие есть: глаза, рот, голова, руки, ступни, дух, осанка, аура соблазнительности и голос. (Заметьте, однако: ни слова про сиськи и задницу! Как будто у женщины их и нет. Ничего удивительного, что мужикам в эпоху Эдо приходилось при выборе куртизанки советоваться с книгами на предмет "физических признаков девушки". С другой стороны, вот эти две наиболее привлекательные "составляющие красоты" по представлениям западного мужика, у натуральных японок выражены не очень явно (скажем так), а уж кимоно просто сглаживает все выпуклости и впуклости фигуры до ровного столбика.)
Среди этих девяти составляющих красоты по-японски дух - пожалуй, самое сложное для подражания. Куртизанка, которая владела этим качеством, называемым "хари" (харизма?), была вне конкуренции и могла соблазнить любого мужчину даже будучи одетой. (- выделено автором. Ну да, без штанов кто угодно соблазнит, а ты попробуй в этом тяжеленном халатике из нескольких слоев шелка уделать мужика, когда у тебя из всей фигуры видны только руки и лицо! Ясное дело, высший пилотаж.)

Чистая эротика в нашем понимании была конкретно запрещена в Японии эпохи Эдо. На картинах того времени нет обнаженной натуры (столь характерной для европейской живописи примерно того же времени). Вместо изображения обнаженных женских тел японские художники акцентировали женскую красоту поворотом и наклоном головы, изящными пропорциями лица, прической, роскошным кимоно, подчеркивающим грацию и элeгантность позы... На картинах эпохи Эдо, укийо-е, одетые женщины излучают эротически стимулирующую чувственность. Разглядывание изображений этих прекрасных женщин часто называлось "чтением одной рукой" (Похоже, понятие "порнография" древними японцами трактовалось конкретно не по-нашему... И современное "искусство" с точки зрения японца эпохи Эдо выглядит просто фантастически вульгарной грубостью.) Все женщины, избораженные на этих гравюрах, соблюдали девять составляющих красоты и обладали хари.

Так как в Японии сексуальная активность полагалась необходимой частью полноценной жизни, то искусство соблазнения этих женщин всегда было уместным. И по этой же причине соблазнение должно было постоянно совершенствоваться, чтобы поддерживать и стимулировать мужское либидо (Зажрались они там, эти древние японские мужчины, вот что я вам скажу.) Полагаю, что наилучший путь для того, чтобы восхитить собой мужчину, есть включение этих девяти составляющих красоты в ваш ежедневный режим и воспитание в себе собственного хари. С пятью составляющими физической красоты и четырьмя составляющими красоты характера это будет богатый и наполненый жизнью образ, который сделает вас сексуальными внешне, а ваша внутренняя красота будет придавать блеск и уверенность в себе, когда вы решитесь на следующее соблазнительное приключение в спальне. (Не знаю, как вам, а мне так за версту понесло духом коммивояжерства: типа, с нашим пылесосом последней марки с тремя внешними щетками и двумя внутреними для особой чистоты, ваш дом всегда будет просто сверкать!... Американка, е-мое, похоже, у них это генетическое)
Ну, и общее замечание про эротические картинки эпохи Эдо. Таки да, полностью обнаженной женской натуры там не найти. Зато обнаженные отдельные части этой самой натуры железно подпадают под определение "порнография" как оно дается нашим родным Министерством Культуры. Высокохудожественно, да: тщательно прорисованы каждая деталь навороченной прически и каждая складочка ткани. И все остальное - столь же детально и натуралистично. Большие затейники были японцы эпохи Едо. Вспомнился фильм "Статский советник" с Фандориным-Меньшиковым. Юная барышня-террористка попав в спальню Фандорина, находит альбом с японскими гравюрами... Моя реакция на результат поиска по Гуглю по запросу "ukiyo-e" была аналогичная: открыла, с интересом просмотрела, покраснела и сделала вид, что ничего не видела.
Однако, создалось у меня при этом стойкое ощущение, что древним японцам хорошо было знакомо и то искусство, которое ноне именуется фотошопом. Хотя, в эпоху Едо оно, возможно называлось чем-нибудь вроде "идеализации", "метафоры" или даже "гиперболы". Когда природа не достаточно красива и эстетична, это можно поправить.
Приступим теперь к детальному изучению всех этих девяти составляющих красоты по японски.

Глаза.
"...Но это все было прежде всего в ее глазах - блистающих умом под выгнутыми и тщательно прорисованными бровями" - об О-Кои, популярной куртизанке из Шинбаши, девятнадцатый век.
Макияж гейши весьма эффектен. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искуссности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естесственнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!)

Брови, маю, были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца. "Катсура" - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. "И если я говорю... моя бровь чешется... это значит, что мой любимый скоро придет ко мне".

Макияж гейши
Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш. Белила, совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся "оширои", используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский импереаторский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел. Свинцовые белила, использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Страшное дело, однако! Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество. Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.) После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.

Традиционный макияж гейш был не только вызывающе дерзким, но и символическим, особенно на задней части шеи. При помощи специального трафарета сзади оставлялись две полоски незакрашенной кожи, или три - для специальных церемоний. Это считалось особенно эротичным, напоминая формой женские гениталии. (Ну, скажите на милость, кому еще придет в голову рисовать гениталии на шее?!)

читать дальше
www.liveinternet.ru/community/japanese_existenc...